Что бы не забыть. Нужно помочь одному маленькому человеку - ребенку хорошего знакомого. 1 курс колледжа.
Тема моногибридное скрещивание.
Не забыть. Разобраться самому и научить ребенка.
Раньше я это умел делать. Надеюсь и сейчас смогу.
читать дальшеГ. Мендель выбрал растения гороха, которые различаются только по одному признаку, т.е. какую особенность гибридологического метода он применил? (Скрещивание альтернативных признаков). Скрестил растение, имеющее желтую окраску семени с растением, имеющим зеленую окраску, причем эти растения гомозиготны. Значит, какую особенность гибридологического метода использовал Г.Мендель? (использование чистых линий) В результате все получившиеся растения оказались с желтыми семенами. Следовательно, у гибридов первого поколения проявился признак только одного родителя, который подавил действие другого признака. А как мы называем эти признак? (доминантный). А какой признак не проявился вообще? (зеленая окраска – рецессивный признак)
Раз все гибриды получились одинаковые Г. Мендель назвал, это правилом единообразия гибридов первого поколения, т.е. все гибриды имеют одинаковую окраску. И это правило впоследствии получило название 1 закона Менделя или закона доминирования. Сформулировать его можно следующим образом: при скрещивании двух организмов, относящихся к разным чистым линиям, отличающихся друг от друга по одной паре признаков, все первое поколении гибридов окажется одинаковым. Вид скрещивания, при котором особи отличаются только по одной паре признаков, называется моногибридным, где приставка моно обозначает один.
Рефлексия:
Какие задачи мы ставили вначале урока? (Узнать некоторые законы генетики, научиться решать генетические задачи на основе этих законов, доказать, возможность или невозможность рождение голубоглазого ребенка от кареглазых родителей)
* Какие мы уже частично рассмотрели? (узнали первый закон генетики)
* Что еще должны научиться делать? (решать генетические задачи)
Оформим закон в виде задачи. Для этого используют условные обозначения:
* Р – родители,
* Г – гаметы,
* F1 – потомство,
* А – желтые,
* а – зеленые,
* - женский пол,
* – мужской пол,
* х – скрещивание.
Изначально Г. Мендель взял чистые линии. Как мы обозначаем генотип этих особей? (АА, аа) Сколько признаков взято? (один). Какой? (цвет (желтый и зеленый)). Какой из этих признаков будет доминантным, а какой рецессивным? (желтый – доминантный, зеленый – рецессивный). Значит, какой буквой мы обозначаем желтый цвет, а какой зеленый? (А – желтый, а – зеленый)
Обозначаем:
Письменная фронтальная работа:
Задание: запишите первый закон Г. Менделя в тетради. И если у вас возникли варианты формулировки темы, запишите их карандашом (моногибридное скрещивание, первый закон Г. Менделя и т.д.) Познакомьте друг друга с записями. (Приложение 4)
Далее Г. Мендель взял гибридные растения, полученные в первом скрещивании, вырастил эти растения, которые путем самоопыления дали второе поколение. Всего получилось 8023 растения, причем 6022 – желтые, а 2001 – зеленые. Подсчитайте, какую часть составляют желтые растения. (третью часть). Т.е. расщепление произошло 3 к 1 (три части желтых и одна часть зеленых). Основываясь на полученных результатах, Г. Мендель сформулировал второй закон. Может кто-то сможет сформулировать этот закон, опираясь на таблицу. (В потомстве, полученном от скрещивания гибридов первого поколения, наблюдается расщепление 3:1, проявляются особи с рецессивными признаками, которые составляют ? часть).
Письменная работа в парах:
Задание: оформите данный закон письменно и затем в буквенном выражении.
Оформление на доске (1 человек).
Какие задачи мы уже рассмотрели? (мы рассмотрели 2 генетических закона и научились решать задачи). Осталось рассмотреть 3 задачу. Давайте вспомним, какую ситуацию мы озвучили в начале урока (ситуация с молодой семьей). Какой вопрос у нас возник? (возможно ли это?)
В начале урока у нас возникло три различных мнения. В течение урока мы с вами получили определенные знания, которые помогут нам теперь ответить на данный вопрос.
Проверка мнений
Самостоятельная работа в парах:
Задание: в виде задачи докажите и сделайте вывод, возможно ли это.
Проверка на доске.
* А – карий цвет глаз (доминантный)
* а – голубой цвет глаз (рецессивный)
Первый случай: если оба родителя кареглазые гетерозиготные:
Вывод: При условии, если оба родителя кареглазые гетерозиготные, у них возможен голубоглазый ребенок.
Второй случай: если оба родителя кареглазые гомозиготные:
Вывод: При условии, если оба родителя кареглазые гомозиготные, у них не может быть голубоглазого ребенка.
Третий случай: если оба родителя кареглазые, но один из них гомозиготен, а второй гетерозиготен:
Вывод: При условии, если оба родителя кареглазые, но один из них гомозиготен, а второй гетерозиготен, у них не может быть голубоглазого ребенка.
Следовательно, кто из нас был прав? (те, кто считали, что у двух кареглазых родителей могут быть голубоглазые дети, но только в том случае если оба родителя гетерозиготные) Каким образом, мы смогли это доказать? (мы изучили законы Г.Менделя и научились решать генетические задачи)
Тема моногибридное скрещивание.
Не забыть. Разобраться самому и научить ребенка.

читать дальшеГ. Мендель выбрал растения гороха, которые различаются только по одному признаку, т.е. какую особенность гибридологического метода он применил? (Скрещивание альтернативных признаков). Скрестил растение, имеющее желтую окраску семени с растением, имеющим зеленую окраску, причем эти растения гомозиготны. Значит, какую особенность гибридологического метода использовал Г.Мендель? (использование чистых линий) В результате все получившиеся растения оказались с желтыми семенами. Следовательно, у гибридов первого поколения проявился признак только одного родителя, который подавил действие другого признака. А как мы называем эти признак? (доминантный). А какой признак не проявился вообще? (зеленая окраска – рецессивный признак)
Раз все гибриды получились одинаковые Г. Мендель назвал, это правилом единообразия гибридов первого поколения, т.е. все гибриды имеют одинаковую окраску. И это правило впоследствии получило название 1 закона Менделя или закона доминирования. Сформулировать его можно следующим образом: при скрещивании двух организмов, относящихся к разным чистым линиям, отличающихся друг от друга по одной паре признаков, все первое поколении гибридов окажется одинаковым. Вид скрещивания, при котором особи отличаются только по одной паре признаков, называется моногибридным, где приставка моно обозначает один.
Рефлексия:
Какие задачи мы ставили вначале урока? (Узнать некоторые законы генетики, научиться решать генетические задачи на основе этих законов, доказать, возможность или невозможность рождение голубоглазого ребенка от кареглазых родителей)
* Какие мы уже частично рассмотрели? (узнали первый закон генетики)
* Что еще должны научиться делать? (решать генетические задачи)
Оформим закон в виде задачи. Для этого используют условные обозначения:
* Р – родители,
* Г – гаметы,
* F1 – потомство,
* А – желтые,
* а – зеленые,
* - женский пол,
* – мужской пол,
* х – скрещивание.
Изначально Г. Мендель взял чистые линии. Как мы обозначаем генотип этих особей? (АА, аа) Сколько признаков взято? (один). Какой? (цвет (желтый и зеленый)). Какой из этих признаков будет доминантным, а какой рецессивным? (желтый – доминантный, зеленый – рецессивный). Значит, какой буквой мы обозначаем желтый цвет, а какой зеленый? (А – желтый, а – зеленый)
Обозначаем:
Письменная фронтальная работа:
Задание: запишите первый закон Г. Менделя в тетради. И если у вас возникли варианты формулировки темы, запишите их карандашом (моногибридное скрещивание, первый закон Г. Менделя и т.д.) Познакомьте друг друга с записями. (Приложение 4)
Далее Г. Мендель взял гибридные растения, полученные в первом скрещивании, вырастил эти растения, которые путем самоопыления дали второе поколение. Всего получилось 8023 растения, причем 6022 – желтые, а 2001 – зеленые. Подсчитайте, какую часть составляют желтые растения. (третью часть). Т.е. расщепление произошло 3 к 1 (три части желтых и одна часть зеленых). Основываясь на полученных результатах, Г. Мендель сформулировал второй закон. Может кто-то сможет сформулировать этот закон, опираясь на таблицу. (В потомстве, полученном от скрещивания гибридов первого поколения, наблюдается расщепление 3:1, проявляются особи с рецессивными признаками, которые составляют ? часть).
Письменная работа в парах:
Задание: оформите данный закон письменно и затем в буквенном выражении.
Оформление на доске (1 человек).
Какие задачи мы уже рассмотрели? (мы рассмотрели 2 генетических закона и научились решать задачи). Осталось рассмотреть 3 задачу. Давайте вспомним, какую ситуацию мы озвучили в начале урока (ситуация с молодой семьей). Какой вопрос у нас возник? (возможно ли это?)
В начале урока у нас возникло три различных мнения. В течение урока мы с вами получили определенные знания, которые помогут нам теперь ответить на данный вопрос.
Проверка мнений
Самостоятельная работа в парах:
Задание: в виде задачи докажите и сделайте вывод, возможно ли это.
Проверка на доске.
* А – карий цвет глаз (доминантный)
* а – голубой цвет глаз (рецессивный)
Первый случай: если оба родителя кареглазые гетерозиготные:
Вывод: При условии, если оба родителя кареглазые гетерозиготные, у них возможен голубоглазый ребенок.
Второй случай: если оба родителя кареглазые гомозиготные:
Вывод: При условии, если оба родителя кареглазые гомозиготные, у них не может быть голубоглазого ребенка.
Третий случай: если оба родителя кареглазые, но один из них гомозиготен, а второй гетерозиготен:
Вывод: При условии, если оба родителя кареглазые, но один из них гомозиготен, а второй гетерозиготен, у них не может быть голубоглазого ребенка.
Следовательно, кто из нас был прав? (те, кто считали, что у двух кареглазых родителей могут быть голубоглазые дети, но только в том случае если оба родителя гетерозиготные) Каким образом, мы смогли это доказать? (мы изучили законы Г.Менделя и научились решать генетические задачи)